Как подружиться с мозгом


«ЛСД позволяет нам проникать в суть вещей, в их сущность, в их существо. Вам вдруг открывается водность воды, ковровость ковров, древесность дерева, желтость желтизны, ногтеватость ногтей, всецелость всего, ничтовость всего и всецелость ничто. По моему убеждению, музыка тоже дает нам доступ к каждой из сущностей существования и при этом обходится лишь в малую часть той социальной и денежной цены, которую приходится платить за наркотик, к тому же она не вынуждает нас то и дело вскрикивать «Оу!», каковая необходимость есть один из наиболее удручающих и наименее симпатичных побочных эффектов приема ЛСД».

Стивен Фрай, «Моав, умывальная чаша моя»

Недавно в моей ленте фейсбука случайно возникло видео, в котором несколько человек очень медленно ползали по широкой полосе океанского прибоя, практически зарываясь в плотную поверхность сырого песка. В комментариях, как водится, образовалось два лагеря: одни осуждали «проклятых наркоманов», другие — автора видео, посмевшего вторгнуться в личное пространство людей в столь животрепещущий момент.

Через некоторое время я, уже не случайно, смотрела видео с занятий контактной импровизацией и аутентичным движением. Участники этих занятий вели себя примерно так же, как герои гоанской хроники, ползающие по пляжу: они перекатывались по полу и друг по другу, то замирая, то ускоряясь и, в общем, вызывали у обывателя ровно ту же реакцию «вы упоротые штоле?».

Тут, конечно, мне очень хочется выскочить на ваш экран с микрофоном и вопросом «А если эффект одинаковый, зачем платить больше?». Но нет. Во-первых, мы не можем утверждать, что люди на первом видео принимали запрещённые законом вещества, а вторые нет. И даже если мы позволим себе такое допущение, судить об эффекте, то есть их непосредственном опыте, нам не дано. Однако мы можем утверждать, что обе группы людей ведут себя странно, то есть демонстрируют поведение, выходящее за рамки того, что в нашем обществе в данный момент времени считается нормой. И делают они это совершенно точно потому, что так им велел их мозг.

img_4745

Как работает мозг, не знает никто. И в ближайшем будущем не узнает. Ученые проводят огромное количество исследований, используя все доступные технологии. Мозг разделён ими на зоны, каждая из которых отвечает за определённый тип поведения, или хранения информации. Уже даже известно, что нервные клетки восстанавливаются и открыт феномен нейропластичности (благодаря которому мы все способны измениться и открыты новым привычкам до конца своих дней). Но до самой сути того, как работает эта махина, не добрался никто.

Тут следует оговориться, что я в этом вопросе — любитель, ни разу не специалист. Но как человек много читающий про медитацию и детскую психологию, информации про работу мозга тоже получаю немало. В какой-то момент я завела в телеграме канал, куда сохраняю ссылки на научные статьи про мозг. Но по большому счету, чем больше я узнаЮ, тем больше понимаю, что ничего не знаю.

img_4743
Представьте, что вы подходите к роялю, садитесь за инструмент, подносите руки клавишам, намереваясь сыграть, допустим, Собачий вальс. Но тут из-под вас выбивают табурет. Вы оказываетесь на полу, а клавиатура — прямо перед вашими глазами. Вы видите, что клавиши двигаются сами по себе. Некоторые ритмично дрыгаются в попытке воспроизвести простенькую мелодию, другие «запали» и постоянно утоплены вниз, третьи по какой-то причине выбиваются из общего ряда вверх, застряли и совсем не двигаются. Часто рядом стоящие клавиши поднимаются и опускаются одновременно. Наблюдая за их движением, вы вдруг понимаете, что клавиш гораздо больше, чем вам сначала казалось, вы не видите краев клавиатуры справа и слева. А ещё оказывается, что клавиши не только чёрные и белые, а всех мыслимых и немыслимых цветов.

Вот такое пианино — это ваш и мой мозг. Есть группы клавиш, ответственные за базовые животные реакции и за высшую нервную деятельность, какая-то отвечает за удовольствие, а какая-то запускается при стрессе. Ученые придумали для них специальные названия (мозолистое тело, вентральные корешки, гиппокамп, амигдала) и объяснение, как они согласуются «механически» — нейроны объединяются в цепочки.

Но вам не обязательно все это знать, чтобы почувствовать их работу. Вы можете просто наблюдать за жизнью своего рояля. Замечать, как вы реагируете на однотипные раздражители (слышите, как брякают одни и те же клавиши), обнаружить, что испытали нечто впервые (редко, но звенит), увидеть, какие клавиши залипают, когда вы выпили пару-тройку бокалов вина (чем больше бокалов, тем сложнее замечать).

Мы привыкли к нашему представлению о клавиатуре и привыкли думать, что можем на ней играть, что угодно. Но на самом деле в большинстве случаев это она нами управляет.

Известный учёный Татьяна Черниговская недавно сообщила, что мозг принимает решение за 30 секунд до того, как оно становится известно нашему сознанию (без каких-либо ссылок на исследования, но бог ей судья,благо она в него верит).

Мозг, в отличие от нас сознательных, в курсе, что и на гоанском пляже и в комнате с белыми стенами достаточно места для бесконечного количества разноцветных клавиш, чтобы услышать музыку сфер. Нужно лишь «приглушить» те области мозга, которые настроены на соблюдение социальной нормы, границ и интересов собственного эго, и вот уже включается иной регистр и — вуаля!- вы ползёте на глазах у изумлённой публики, одновременно ощущая себя бесконечно маленькой, но неотъемлемой частью вселенной.

Но как это сделать? Представим теперь, что вы участвуете в игре «Кто хочет стать миллионером» и это вопрос на миллион. Вы вглядываетесь в список ответов и с удивлением обнаруживаете, что варианта «позвонить дилеру» там нет. Что же вам остаётся?

Перенастроить свой мозг. Заставить его немного отступить от привычных нот, дотянуться и немного «тренькнуть» по клавишам, которые раньше никогда не звучали.

img_4744-1
Какие для такой настройки есть инструменты?

  • Вот практика осознанности, которая включает в себя регулярную медитацию, во время которой мы наблюдаем за своим умом, изучаем обозримую часть клавиш своего пианино и его обычные мелодии. А помимо медитации мы приучаем себя слышать эти мелодии в быту.
  • Есть йога, которая заходит примерно туда же, но через тело.
  • Есть и другие формы работы с телом, не всегда затрагивающие сознание. Эми Кадди в выступлении на TED рассказывает как раз про это. Я себя, кстати, перед уроками вождения избавляла от «синдрома ватных ног» как раз по такой методе.

На мой взгляд, для первого знакомства своего сознания с ранее незамеченными «клавишами» мозга  лучше всего подходит танец. Он объединяет сознание, тело и музыку,  которая, как явствует из дерзкого эпиграфа к этому тексту, хотя бы немного приоткрывает нам тайны мироздания.

Я хочу предложить вам маленький эксперимент. Он, кстати, наверняка подойдёт тем, кто хочет подступиться к медитации, но боится умереть со скуки.

Нужно выбрать время и мелодию для уединенного танца. Для начала  важно, чтоб на вас никто не смотрел. Вы включите музыку и попробуете выразить своё состояние через движение. Это будет медитация в танце. Я всегда любила танцевать, но чтобы раскрепоститься мне требовалось хотя бы слегка выпить. Сейчас я часто танцую для себя и трезвая, но обычно в эти моменты представляю себя со стороны — как я выгляжу, в такт ли двигаюсь, похожа ли на модную чикулю у барной стойки.

В нашем эксперименте важно не то, что снаружи, а что внутри. Постарайтесь почувствовать своё состояние, уловите движение души и переведите их на язык тела. Убедите себя в том, что не важно, как это выглядит со стороны (оцените, насколько это сложно). Не паясничайте, не изображайте специально фрика или балерину, пробуйте станцевать «себя_сейчас».

Когда музыка закончится, прислушайтесь к послевкусию и поблагодарите свой рояль. Он только что сыграл для вас новый мотив, и это может стать началом хорошей дружбы.

Иллюстрация: Merijn Hos

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s